Национальный рынок труда и его особенности

Опубликовал: / Категория: Новости / Комментарий: 0 комментариев / Дата: Март 25, 2016

14c211d94d7561020a518ce7fd16aca9-bigПостоянно развивающийся под влиянием различных факторов рынок труда Казахстана не всегда поспевает за меняющимся временем. И оттого проблемы рынка труда нуждаются в постоянном изучении. В изучении трудовых ресурсов, потенциала их развития, проблем занятости, а также методов и форм государственного регулирования трудовых отношений.

Как и в любом развитом государстве, строящем национальную экономику с учетом социальных и этнических составляющих, рынок труда Казахстана имеет свои характерные особенности, сформировавшиеся параллельно современным рыночным преобразованиям в экономической жизни государства.

Давайте попробуем сформулировать основные особенности трудового рынка страны.

  • Во-первых, следует акцентировать внимание на фактически полном отсутствии национальной биржи труда как основного элемента рыночной составляющей экономики государства. Данный факт влечет за собой высокий уровень теневой, неформальной занятости, рост числа квалифицированных работников, вынужденных работать не по специальности, и, наконец, неэффективная система социальной защиты безработных.
  • На второе место следует поставить тот факт, что размер социальных выплат безработным катастрофически мал, да и сами выплаты производятся не всем, что приводит к низкому уровню социальной защищенности, а также к снижению доверия к государственным программам занятости. А, соответственно, и к ослаблению авторитета государственной службы занятости как гаранта социальной защищенности населения.
  • Фактическое отсутствие «цивилизованной» биржи труда отрицательно влияет на возможность осуществления системных мер со стороны государства по контролю уровня безработицы в стране. Мировая практика основана на личностном, то есть поименном контроле, с регистрацией каждого нуждающегося в трудовых отношениях гражданина. Статистика, как известно, вещь тонкая. А снижение уровня подконтрольности трудовой занятости приводит к возможности фривольной трактовки статистических данных, а иногда и к соблазну манипулировать статистическими данными по уровню безработицы. В результате независимых экспертных исследований рынка труда Казахстана за последние годы были установлены факты занижения уровня безработицы за счет причисления большого количества безработных к категории самостоятельно занятого населения.
  • Недостоверность сведений об уровне самостоятельной занятости населения также является отличительной чертой национального рынка труда. По статистике доля самостоятельно занятого трудоспособного населения составляет более 30 процентов от общего числа трудоспособных граждан. Однако более половины самостоятельно занятого населения занято производством продуктов для собственного потребления и не наполняет рынок товарами. Продуктивным производством, то есть фактическим изготовлением товарной продукции, занято не более 15 процентов самостоятельно занятого сегмента рабочей силы.
  • Немаловажной особенностью отечественного рынка труда является его низкая мобильность. Демографические показатели свидетельствуют о перманентном сокращении населения в отдельных регионах и, соответственно, снижении уровня трудовых ресурсов. Межрегиональное перемещение трудовых ресурсов внутри страны имеет настолько низкий уровень, что, по мнению аналитиков, можно смело говорить о практическом отсутствии межрегиональной мобильности рынка труда.
  • Следующим фактором, характеризующим состояние рынка труда, является улучшение уровня профессиональной подготовленности кадров, увеличение числа специалистов, получивших престижное образование в европейских высших учебных заведениях. В стране стало больше специалистов, имеющих научные степени. Обратной стороной такого прогресса является снижение числа специалистов рабочих специальностей, что ведет к общему перекосу в системе трудовых ресурсов.

Инфраструктура современного отечественного рынка труда требует системного подхода в изучении происходящих в экономике процессов. Необходимо качественное изменение нормативно-правовой базы, регулирующей и формирующей трудовые отношения. И такую системную работу должно проводить государство, наделенное достаточным уровнем полномочий в сфере современных трудовых отношений.